Театр «Вторые подмостки»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Театр «Вторые подмостки» » Волшебный мир искусства » Литература, как жизнь


Литература, как жизнь

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Можно я останусь на лестнице ..

Две белые, в искусственном свете фонаря, изломанные фигуры. Сидят на скамейке, неподвижны и немы. Мужская - впрочем, нет, скорее мальчишеская – всей позой выражает устремленность вперёд и вверх, словно бросая вызов кому-то. Но никого нет. Сизая утренняя пустота. Светлые, пепельные глаза упрямо смотрят сквозь неё. Одна его нога странно, неестественно вывернута. Рубашка порвана и перепачкана в чём-то. Руки обессилено свисают вдоль туловища.

Рядом – между ними клочок пустого пространства из красного пластика – девочка, лет тринадцати или четырнадцати. Лица её не видно – голова опущена. Длинные спутанные волосы прикрывают едва наметившуюся грудь и тонкие палочки рук. Ноги вывернуты так, что голые коленки уткнуты друг в друга, словно в поисках опоры. На девочке ничего нет, кроме мужской куртки, едва прикрывающей ягодицы.

Утро распускается белесым цветком, настороженно вглядывается в сидящих и отворачивается.

                                                                                                                                                          Сломанные цветы (Избранное)
                                                                                                                                                            Автор: Василиса Сатирская

Максим вошёл, выбрал себе столик в нише подальше от буфета и уселся. Рыхлая женщина за барьером поглядела в его сторону и что-то хрипло громко сказала. Усатый человек тоже взглянул на него пустыми глазами, отвернулся, взял стоявший перед ним длинный стакан с прозрачной жидкостью, пригубил и поставил на место. Где-то хлопнула дверь, и в зальце появилась молоденькая и милая девушка в белом кружевном переднике, нашла Максима глазами, подошла, оперлась пальцами о столик и стала смотреть поверх его головы. У неё была чистая нежная кожа, лёгкий пушок на верхней губе и красивые серые глаза. Максим галантно прикоснулся пальцем к кончику своего носа и произнёс:

    — Максим.

    Девушка с изумлением посмотрела на него, словно только теперь увидела. Она была так мила, что Максим невольно улыбнулся до ушей, и тогда она тоже улыбнулась, показала себе на нос и сказала:

    — Рада.
    — Хорошо, — сказал Максим. — Ужин.

    Она кивнула и что-то спросила. Максим на всякий случай тоже кивнул. Он улыбаясь посмотрел ей вслед — она была тоненькая, лёгкая, и приятно было вспомнить, что в этом мире тоже есть красивые люди.

    Рыхлая тётка у буфета произнесла длинную ворчливую фразу и скрылась за своим барьером. Они здесь обожают барьеры, подумал Максим. Везде у них барьеры. Как будто все у них здесь под высоким напряжением… Тут от обнаружил, что усатый смотрит на него. Неприятно смотрит, недружелюбно. И если приглядеться, то он и сам какой-то неприятный. Трудно сказать, в чём здесь дело, но он ассоциируется почему-то не то с волком, не то с обезьяной. Ну и пусть. Не будем о нём…

    Рада снова появилась и поставила перед Максимом тарелку с дымящейся кашей из мяса и овощей и толстую стеклянную кружку с пенной жидкостью.

    — Хорошо, — сказал Максим и приглашающе похлопал по стулу рядом с собой. Ему очень захотелось, чтобы Рада посидела тут же, пока он будет есть, рассказала бы ему что-нибудь, а он бы послушал её голос, и чтобы она почувствовала, как она ему нравится и как ему хорошо рядом с нею.

    Но Рада только улыбнулась и покачала головой. Она сказала что-то — Максим разобрал слово "сидеть" — и отошла к барьеру. Жалко, подумал Максим. Он взял двузубую вилку и принялся есть, пытаясь из тридцати известных ему слов составить фразу, выражающую дружелюбие, симпатию и потребность в общении.

   Рада, прислонившись спиной к барьеру, стояла, скрестив руки на груди, и поглядывала на него. Каждый раз, когда глаза их встречались, они улыбались друг другу, и Максима несколько удивляло, что улыбка Рады с каждым разом становилась всё бледнее и неуверенней. Он испытывал весьма разнородные чувства. Ему было приятно смотреть на Раду, хотя к этому ощущению примешивалось растущее беспокойство. Он испытывал удовольствие от еды, оказавшейся неожиданно вкусной и довольно питательной. Одновременно он чувствовал на себе косой давящий взгляд усатого человека и безошибочно улавливал истекающее из-за барьера неудовольствие рыхлой тётки… Он осторожно отпил из кружки — это было пиво, холодное, свежее, но, пожалуй, излишне крепкое. На любителя.

    Усатый что-то сказал, и Рада подошла к его столику. У них начался какой-то приглушённый разговор, неприятный и неприязненный, но тут на Максима напала муха, и ему пришлось вступить с ней в борьбу. Муха была мощная, синяя, наглая, она наскакивала, казалось, со всех сторон сразу, она гудела и завывала, словно объясняясь Максиму в любви, она не хотела улетать, она хотела быть здесь, с ним и с его тарелкой, ходить по ним, облизывать их, она была упорна и многословна. Кончилось всё тем, что Максим сделал неверное движение, и она обрушилась в пиво. Максим брезгливо переставил кружку на другой столик и стал доедать рагу. Подошла Рада и уже без улыбки, глядя в сторону, спросила что-то.

    — Да, — сказал Максим на всякий случай. — Рада хорошая.

    Она глянула на него с откровенным испугом, отошла к барьеру и вернулась, неся на блюдечке маленькую рюмку с коричневой жидкостью.

    — Вкусно, — сказал Максим, глядя на девушку ласково и озабоченно. — Что плохо? Рада, сядьте здесь говорить. Надо говорить. Не надо уходить....

.. по мере того, как улицы становились всё уже, темнее и слякотнее, речь Рады всё чаще прерывалась. Иногда она останавливалась и вглядывалась в темноту, и Максим думал, что она выбирает дорогу посуше, но она искала в темноте что-то другое, потому что луж она не видела, и Максиму приходилось каждый раз оттягивать её на сухие места, а там, где сухих мест не было, он брал её под мышку и переносил — ей это нравилось, каждый раз она замирала от удовольствия, но тут же забывала об этом, потому что она боялась.

    Чем дальше они уходили от кафе, тем больше она боялась. Сначала Максим пытался найти с нею нервный контакт, чтобы передать ей немного бодрости и уверенности, но как и с Фанком, это не получалось, и когда они вышли из трущоб и оказались на совсем уже грязной, немощеной дороге, справа от которой тянулся бесконечный мокрый забор с ржавой колючей проволокой поверху, а слева — непроглядно чёрный зловонный пустырь без единого огонька, Рада совсем увяла, она чуть не плакала, и Максим, чтобы хоть немножко поднять настроение, принялся во всё горло петь подряд самые весёлые из известных ему песен, и это помогло, но не надолго, лишь до конца забора, а потом снова потянулись дома, длинные, жёлтые, двухэтажные, с тёмными окнами, из них пахло остывающим металлом, органической смазкой, ещё чем-то душным и чадным, редко и мутно горели фонари, а вдали, под какой-то никчемной глухой аркой стояли нахохлившиеся мокрые люди, и Рада остановилась.

    Она вцепилась в его руку и заговорила прерывистым шёпотом, она была полна страха за себя и ещё больше — за него. Шепча, она потянула его назад, и он повиновался, думая, что ей от этого станет лучше, но потом понял, что это просто безрассудный акт отчаяния, и упёрся. "Пойдёмте, — сказал он ей ласково. — Пойдёмте, Рада. Плохо нет. Хорошо". Она послушалась, как ребёнок. Он повёл её, хотя и не знал дороги, и вдруг понял, что она боится этих мокрых фигур, и очень удивился, потому что в них не было ничего страшного и опасного — так себе, обыкновенные, скрючившиеся под дождём аборигены, стоят и трясутся от сырости.

                                                из романа  Братьев Стругацких - Обитаемый остров. Часть первая. Робинзон. Глава 4. (Избранное)

Литература и жизнь

0

2

Шахта: Мать - Жена

Иллюстрация от 22.11. 2024 г.

Шахта чёрная - чёрная -
Только звёздочками глаза.
Да белеют шахтерские зубы.
Антрацита немягкие шубы.
И бриллиантами пот, как роса.

Шахта грязная - грязная,
И за шиворот подземный дождь.
Запах кислый и угольно - страстный,
А от вЫвалов изредка дрожь.

Шахта серая - серая,
Как мышиной шкурки лоскут.
Жёлтой лампочки надежда смелая.
Злой уклон как судьбинушка крут.

Шахта ржавая - ржавая.
Плачет слёзами красный металл.
Жизнь шахтёра без водки отрава.
Мать - жена долгожданная лава.

А вообще - то, шахтёр устал.

                                                                  Шахта
                                                Автор: Валерий Литвинов

- Погляди! - выкрикнул возчик, поворачиваясь к югу. - Вон там Монсу ...

     И, вновь протянув руку, он указывал на  невидимые  в  темноте  селения,
перечисляя их одно за другим.

В Монсу сахарный завод Фовеля еще работает, но
на другом сахарном заводе - у Готона - часть рабочих уволили.

Только паровая мельница Дютилейля да завод Блеза, 
где  изготовляют  канаты  для  рудников,
устояли.

Затем  старик  повернулся  к  северу  и   широким  жестом  обвёл
полгоризонта: в  Сонвиле  машиностроительные  мастерские  не  получили  двух
третей обычных заказов; в Маршьене из  трёх  домен  зажгли  только  две;  на
стекольном заводе Гажбуа того и гляди рабочие забастуют, потому что им хотят
снизить заработную плату.

     - Знаю, знаю, - повторял прохожий, выслушивая эти сведения. - Я уже был
там.
     - У нас тут пока ещё держатся, - добавил возчик. - Но  всё ж таки на
шахте добычу уменьшили. А вот глядите,  прямо  перед  вами  - Виктуар,  там
только две коксовые батареи горят.

     Он сплюнул, перепряг свою сонную лошадь к  поезду  пустых  вагонеток  и
зашагал позади них.

     
Этьен пристально смотрел вокруг. По - прежнему все тонуло  во  мраке,  но
рука старика возчика словно наполнила тьму великими скорбями обездоленных, и
молодой  путник  безотчётно  их  чувствовал,  -  они  были  повсюду  в  этой
беспредельной шири.

Уж не стоны ли голодных  разносит  мартовский  ветер  по
этой голой равнине? Как он разбушевался! Как злобно воет, словно грозит, что
скоро всему конец: не будет работы, и наступит голод,  и  много - много  людей
умрёт!

Этьен всё смотрел,  стараясь  пронизать  взглядом  темноту,  хотел  и
боялся увидеть, что в ней таится. Всё  скрывала  чёрная  завеса  ночи,  лишь
вдалеке  брезжили  отсветы  над  доменными  печами  и  коксовыми  батареями.

Коксовые подняли вверх чуть наискось десятки своих труб, и над  ними  блещут
красные языки пламени, а две башни доменных печей  бросают  в  небо  голубое
пламя, словно гигантские факелы.

В ту сторону жутко было смотреть, - там как будто полыхало зарево пожара;
в небе не было  ни  единой  звезды,  лишь  эти ночные огни горели на мрачном горизонте -
как символ края каменного  угля  и железной руды.

     - Вы, может, из Бельгии? - послышался за спиной Этьена  голос  возчика,
успевшего сделать ещё один рейс.

     
На этот раз он пригнал только три вагонетки. Надо разгрузить  хоть  эти
три: случилось повреждение в клети,  подающей уголь  на - гора (*),  -  сломалась
какая - то гайка; работа остановилась на четверть  часа,  если  не  больше. 

У подножия террикона стало тихо, смолк долгий грохот колес, сотрясавший  мост.
Слышался только отдаленный стук молота, ударявшего о железо.

  - Нет, я с юга, - ответил Этьен.

    Рабочий опорожнил вагонетки и сел на землю, радуясь нежданному  отдыху;
он по - прежнему угрюмо молчал и только вскинул на  возчика  тусклые  выпуклые
глаза,  словно  досадуя  на  его   словоохотливость. 

Возчик  обычно  был
неразговорчив. Должно быть, незнакомец чём - то  ему  понравился,  и  на  него
нашло желание излить душу, - ведь недаром  старики  зачастую  говорят  вслух
сами с собой.

- А я из Монсу, - сказал он. - Звать меня Бессмертный.
     - Это что ж, прозвище? - удивлённо спросил Этьен.

     Старик захихикал с довольным видом и, указывая на шахту, - ответил:
     - Да, да, прозвали так. Меня три раза вытаскивали  оттуда  еле  живого.

Один раз обгорел я, в другой раз - землёй засыпало при обвале, а в третий  -
наглотался воды, брюхо раздуло, как у лягушки... И вот как увидели, что я не
согласен помирать, меня и прозвали в шутку "Бессмертный".

     И он засмеялся ещё веселее, но его смех, напоминавший скрип  немазаного
колеса, перешёл в сильнейший приступ кашля.

Языки пламени,  вырывавшиеся  из жаровни,
ярко освещали его большую голову с  редкими  седыми  волосами,  его
бледное, круглое лицо, испещрённое синеватыми пятнами.

У этого  низкорослого человека была непомерно широкая шея, кривые ноги, выпяченные  икры  и  такие
длинные руки, что узловатые кисти доходили до колен. А вдобавок  он,  как  и
его лошадь, которая спала стоя, как будто не чувствуя северного ветра,  тоже
был словно каменный и, казалось, не замечал ни  холода,  ни  порывов  ветра,
свистевшего ему в уши.

Когда приступ кашля, раздиравшего ему горло и  грудь,
кончился, он сплюнул ка землю около огня, и на ней осталось чёрное пятно.

  Этьен посмотрел на старика, посмотрел  на  землю,  испещрённую  чёрными
плевками.

  - В копях давно работаете? - спросил он. Бессмертный развёл руками:
     - Давно ли? Да с измальства - восьми лет ещё не было, как  спустился  в
шахту, - вот как раз в эту  самую,  в  Ворейскую,  а  сейчас  мне  пятьдесят
восемь.  Ну - ка  сосчитайте...  Всем  перебывал:  сперва   коногоном,   потом
откатчиком - когда сил прибавилось, а потом  стал  забойщиком,  восемнадцать
лет рубал уголёк. Да вот  обезножел  я,  ревматизм  одолел,  и  из - за  него,
проклятого, меня  перевели  из  забойщиков  в  ремонтные  рабочие,  а  потом
пришлось поднять меня на - гора, а то доктор сказал,  что  я  под  землей  так
навеки и останусь. Ну вот, пять лет  назад  меня  поставили  возчиком.  Что?
Здорово всё - таки! Пятьдесят лет на шахте, а из них - сорок пять под землей.

     Пока он рассказывал, горящие куски угля, то и дело падавшие из жаровни,
багровыми отблесками освещали его бледное лицо.

     - Теперь они мне говорят: на покой пора, - продолжал он. - А я не хочу.
Нашли тоже дурака!.. Ещё два годика протяну - до шестидесяти,  значит,  -  и
буду тогда получать пенсию в сто восемьдесят франков. А если сейчас  с  ними
распрощаюсь, они дадут только сто пятьдесят. Ловкачи! И чего  гонят?  Я  ещё
крепкий, только вот ноги сдали. А всё, знаешь ли, из - за воды.  Вода  меня  в
забоях поливала восемнадцать лет, - ну и взошла под кожу.  Иной  день,  чуть
пошевельнешься, криком кричишь.

И он опять закашлялся.

     - Кашель тоже от этого? - спросил Этьен.

    Но старик вместо ответа энергично мотал  головой.  А  когда  отдышался,
сказал:

     - Нет. В прошлом месяце простудился. Раньше -т о никогда кашля не бывало,
а тут, гляди - ка, привязался, никак от него не отвяжешься. И вот чудное дело:
харкаю, харкаю...

     В горле у него заклокотало, и он опять сплюнул чёрным.

     - Это что же, кровь? - осмелился наконец спросить Этьен.

     Бессмертный не спеша вытер рот рукавом.

     - Да нет, уголь... В нутро у меня столько угля набилось, что хватит  на
топку до конца жизни. А ведь уже пять лет под землей не работаю. Стало быть,
раньше припас уголька, а сам про то ничего и  не  знал.  Не  беда, с  углём
крепче буду.

     Наступило молчание.

                                                                                                          из романа Эмиль Золя - «Жерминаль»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*)  подающей уголь  на - гора -  «Уголь на гора» — это выражение, означающее поднять уголь на поверхность шахты. Оно происходит от речи шахтёров, которые словом «гора» обозначали верхнюю поверхность шахты.

Литература, как  жизнь

0


Вы здесь » Театр «Вторые подмостки» » Волшебный мир искусства » Литература, как жизнь