Железнодорожное

Шёл я ранним и солнечным утром,
Совсем юный ещё,паренёк,
Всё кругом было ясно и мудро:
Рельсы - вдоль,шпалы все - поперёк.

Рельсы к шпалам надёжно прибиты,
Шпалы врезались в серый песок.
Мы здоровы,одеты и сыты.
Рельсы - вдоль,шпалы все - поперёк.

И идти бы,идти бы,не маясь,
И погожий бы вроде денёк...,
Отчего я теперь сомневаюсь -
Почему шпалы все поперёк?

Стук колёс,паровоза шипенье...
Отошёл я,присел на пенёк.
Охватило меня потрясенье:
Шпалы - вдоль,рельсы все - поперёк.

                                                  Про рельсы и шпалы
                                              Автор: Логинов Михаил

Каждое  слово,  употребляемое  в  деловом  или  научном языке,  может  быть  использовано  в  поэзии.  Но  почему смысл  одних  и  тех  же  слов  при  использовании  их  в  поэзии  и  в  обычном  языке  нередко  оказывается  существенно различным?  Почему  в  поэзии  возможны  такие  сочетания слов, которые  с  точки  зрения  логики  обычного  языка  не имеют  смысла  и  тем  не  менее  не  кажутся  нам  случай ным  набором  слов?

Так,  например,  в  строфе,  написанной  С.  Есениным:

Я  теперь  скупее  стал  в  желаньях,
Жизнь  моя,  иль  ты  приснилась  мне?
Словно  я  весенней  гулкой  ранью
Проскакал на  розовом  коне..

— мы  не  воспринимаем  две  последние  строки,  как  сообщение  о  том,  что  кто-то  в  весеннее  утро  проскакал  на  коне розового  цвета. Точно  так  же  слова  А.  Блока

И  злая  воля  дирижёра
По  арфам  ветер  пронесла ..

вовсе  не  говорят  о  том,  что  в  результате  волевого  импульса  озлобленного  дирижёра  в  концертном  зале  возникли  струйные  течения  воздуха,  обдувающие  арфы.

Но  если  «логика»  поэтического  языка  отличается  от логики  обычного  языка  и  языка  науки  и  позволяет  расширять  смысл  употребляемых  слов,  то,  естественно,  возникает  желание  понять  это  явление  и  ответить  на  очень старый  и  с  первого  взгляда  очень  простой  вопрос:  в  чем существо  этих  различий?  Поиски  ответа  на  этот  вопрос приводят  нас  на  границы психологии  и  теории  познания.

Из  ощущений  возникают  в  сознании  человека  отображения  предметов  и событий  внешнего  мира,  которые  являются  для  него  источником  сведений  об  этом мире.  Эти отображения  доставляют  человеку не  только  информацию; кроме  того,  они  вызывают  в  нем  определённые  эмоции  и становятся  истоком  его внутренних  переживаний.  События  личной  или  общественной  жизни  также  вызывают  определённые  эмоции:  радость  или  горе,  спокойную  уверенность,  надежду  или  тревогу,  а  иногда  чувство  страха.

Конечно,  не  всякая  информация  сопровождается  эмоциями.  Например, практическая  справочная  информация, ориентирующая  нас  в  том  или  ином  отношении, — таблицы  математических  или  физических  величин,  расписание  поездов,  карты  шоссейных  дорог,  правила  обращения с  техническими  устройствами,  правила  движения  городского  транспорта  и  т.  п. — обычно  не  вызывает  эмоций. Однако  в  подавляющем  большинстве  случаев  восприятия  элементов  действительности,  а  также  их  изображения на  фотографии, киноэкране,  их  воспроизведение  в  памяти или  их  словесное  описание  не  только  Доставляют  нам  информацию  об  этих  элементах,  но  одновременно  вызывают определённые  эмоции.  Всякая  сколько-нибудь  существенная  информация окрашена  эмоционально.

Таким  образом,  информация  и  эмоции  соединены в  сознании  человека.  Аккомпанемент  эмоций  звучит  в  человеке  всю  его  жизнь. Информация,  поступающая  в  сознание  человека  при восприятии  предметов,  внешнего  мира  и  при  восприятии событий окружающей  его  жизни,  отображает  объективные свойства  действительности.  Способность  переживать  эмоции — объективное  свойство  человека,  но  оно  представляет  собой  внутреннее  явление  его  психики,  характеризующее  его  интеллект,  а  не  внешний  мир.  Эмоции — это одна  из  форм  реагирования  человеческого  сознания,  отображающая  его  отношения  к  предметам  и  событиям  окружающего  мира.  Поэтому  эмоции  могут  заставить  человека  действовать,  чего-то  желать,  к  чему-то  целенаправленно  стремиться.

Несмотря  на  то  что  способность  воспринимать  информацию  и  способность  переживать  эмоции  представляют собой  проявления  разных  сторон  нашего  сознания,  существует  закономерное  соответствие  между  содержанием  той или  иной  информации  и  характером  эмоций,  которые в  нашем  сознании ассоциируются  с  этой  информацией.

                                                                                                                                                                         Логика поэзии (Отрывок)
                                                                                                                                                          Автор: Александр Рязанский Колобаев

Заметки о делах