Рабочая суббота: 51 минута до смены
Сколько это времени?
Пятнадцать часов девять минут
Пятнадцать ноль девять
Девять минут четвёртого
Проценты и доли
Какая это часть суток? — 63,13%
Сколько это в десятичном формате? — 15,15
eng Nine minutes past three p.m.
ua П'ятнадцять годин дев'ять хвилин
Источник: Который час. Ru
18+ (!!)
Все знают, что часы - это прибор для отсчёта времени.
Часы бывают: механические, электронные, солнечные, наконец, даже атомные. Бывают они карманные, ручные, настенные, башенные…. Все сразу и не вспомнишь.
В одних часах для их работы используется потенциальная энергия взведённой пружины или поднятого груза (гири на цепочке), в других – электрическая энергия. Солнечные часы вообще не требуют энергетических затрат – достаточно вращения Земли вокруг Солнца и ясный день. Ночью такие часы не работают. Спят вместе с нами.
Атомные часы показывают время точнее любых других часов. Без атомных часов GPS-навигация была бы невозможной, Интернет не был бы синхронизирован, а положение планет не было бы известно с достаточной точностью для космических зондов и аппаратов.
Вдаваться в тонкости устройства и принципа работы часов я не буду, тем более атомных часов. Но пользуясь случаем, скажу, что, не смотря на грозное название, атомные часы совершенно не радиоактивны, а потому безопасны.
Хотя в заголовке рассказа упомянуты часы, но вообще- то рассказ не об их устройстве. Но все события в рассказе будут идти именно вокруг этих часов-ходиков. Это, быстрее всего, простонародное, название одних из самых простых и доступных часов, по которым советские люди в далёкие шестидесятые прошлого столетия сверяли свой ритм жизни.
Часы по конструкции просты. Для работы часы используют потенциальную энергию гирь, которая в механизме часов преобразуется в кинетическую энергию движения стр;лок. Я опять сумничал!!!
Такие часы были и у нас в доме. Висели они на стене над столом и были видны почти из всех уголков комнаты. Подвешены были очень высоко, что бы максимально использовать длину цепочки, на которой висела гиря.
На дворе был 1962 год. Лето. Наверно, август. Я живу с дедушкой и бабушкой в бараке. Квартира в бараке состоит из двух комнат. Мать вижу в основном по выходным дням.
Мне в мае исполнилось пять лет. Благодаря деду, тётке по материнской линии я был достаточно продвинутый ребёнок. Умел читать почти уже по слогам, складывал и вычитал в пределах сотни достаточно быстро. Писал печатными буквами небольшие предложения. Мама, конечно, тоже принимала в этом участие.
Бабушка в образовательном процессе не участвовала по причине неграмотности. Меня преуспевала только в счёте денег. И чёрта с два кто-либо в магазине мог её обсчитать. При этом умудрялась и шить на ручной швейной машинке, и кроить.
Не знал я только часов. В целом не умел сполна ощущать течение времени. Всё ограничивалось укрупнёнными понятиями: день и ночь, утро и вечер. Да не путался в понятиях: вчера, сегодня, завтра. Мне этого хватало, ведь я жил вольной жизнью – режим мне был ни к чему, в садик-то я не ходил. А потому на часы смотрел только из любопытства. Не понятно было, что в них тикает, почему не видно движение стрелок, хотя замечал, что они меняют своё положение. И качание маятника гипнотизировало. А гиря на цепи к вечеру как-то незаметно опускалась почти до пола. И дед, укладываясь спать, ежедневно подтягивал цепочку, затягивая грузик к самому верху. Иногда он рукой подводил стрелки, приговаривая, что часы опять отстали. От чего они отстали? Это было тоже не понятно.
Ложась спать, когда наступала тишина в доме тиканье часов или убаюкивало, или мешало заснуть.
Вторые часы, которые были в доме, это наручные часы моего деда. В те годы иметь наручные часы – почти роскошь. Такую роскошь дед заимел только на своё пятидесятилетие. Моя мама подарила. Часы назывались «Звезда», прямоугольной формы. Дед, давая мне послушать, как они тикают, говорил, что в них кузнечик сидит. Не очень-то я и верил в это.
Можно было увидеть, как мужики, когда кто-то спрашивал у них время, выбрасывали левую руку немного вперёд, задерживая её чуть ниже уровня глаз, да так, чтобы рукав пиджака как можно больше оголял руку и было видно часы. Было не трудно понять, что такой жест – способ похвастаться своими часами перед другими. Даже в фильмах тех лет можно увидеть такое. Дед мой был таким же, как все…. А потому, фраза: «Дядя, сколько время?», - была бальзамом для мужиков, имеющих ручные часы. Ну как же – такой случай выкинуть вперёд руку и, на зависть всем, блеснуть хромом на часах!!!
Дед работал посменно. С утра и в вечернюю смену. Распорядок его дня мало чем зависел от времени его занятости на работе. Он просто переносил дела домашние и свои личные на вечер или с утра до обеда. Работая в вечернюю смену, дед имел привычку отдохнуть после обеда перед тем, как отправится на работу.
Субботы тогда были рабочие, рабочий день был семичасовым. Вторая смена начиналась в 16-00. Правда, тогда мне это было по барабану. Ибо мне было без разницы, какой день недели на дворе. Отличались лишь какие-то два дня – это пятница или суббота. Это были банные дни. В один из них семья ходила в баню. Да воскресение я чётко знал. Дед и любимая тётка дома и маму вижу весь день. Бабушка – та все дни дома, ибо на работу не ходила.
Однажды случилось так, что бабушка куда-то отлучилась. Мы с дедом днём остались вдвоём дома. Значит, дед работает во вторую смену. Он пораньше,на утренний лёт уток, сходил на охоту на болота в окрестностях Кольцово. Отдал бабушке трофей: здоровенную утку. Бабуся к обеду сварила суп.
Настроение паршивое. Скучно разворачивалось утро. И были на то причины. Любимые друзья братишки-близнецы уехали в отпуск с родителями. Вредную, писклявую, но любимую подружку, моё солнышко дошкольного детства Люську забрал отец накануне вечером. Хоть и вредина она была, но из девочек нашего двора, с Люськой было интереснее всего.
Конечно,спасало то, что она, ещё не успев надоесть мне своей привередливостью, как кто-нибудь из родителей забирал её от бабушки с дедушкой домой. Но Люськи нет - и мне скучно. Мы были единственные дети в наших семьях, потому завидовали тем, у кого были братики или сестрички. Хотя зачастую видели, что часто дети в этих семьях устраивали меду собой склоки. Мы этого не понимали. Люда была своенравная девочка, но с ней мне удавалось дружить. Люська очень нравилась моей тётке - она без ума была от её темперамента, неугомонности, упорства и продвинутости. А бабушка моя порой говаривала ей: "Люда, ты такая умница, у тебя божественно красивое личико, а ты по заборам лазишь, да по крышам сараев бегаешь." А ещё Люська достойно, в плане умения, играла в пешки в поддавки (*).
Она и научила меня. Научила на свою шею. Я поднаторел в игре и вскоре с пулемётным темпом стал сдавать ей свои пешки под рубку. Люська психовала, смахивала пешки с доски, чувствуя, что скоро моя победа. Но потом отходила, в глазах появлялся озорной блеск и она, надумав взять реванш, ласкобайно меня упрашивала:
- Виталь, я не буду больше хлыздить. Ну, Виталь, давай ещё, я и пешки расставлю.
Куда только девался её писклявый тембр. Ну, просто голубка.
Однажды тётка моя, увидев реакцию Люськи на её проигрыш, выбрала момент и на ушко шепнула мне, что надо иногда уступать девочке.
- Тебя убудет что ли, если проиграешь раз другой. Зачем свою подружку злишь?
Я решил исправится, и тут же сам предложил переиграть партию. Но Люська проявила свой гордый девичий характер. Она просто сунула мне под нос фигу.
- А вот это, с маслом не желаешь отведать? – пропищала она.
Вмешалась моя тётка, она также как Люськина бабушка сказала:
- Людочка, а давай со мной сыграем!
Сработало. Людочка, как не трудно догадаться, выиграла. Потом ещё и ещё.
Люська размякла, расправила насупленные бровки. Мы помирились!
Умела моя тётка Рита с детьми ладить.
Ну да ладно, я отвлёкся.
Часы-ходики (Отрывок)
Автор: Виталий Сыров
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) А ещё Люська достойно, в плане умения, играла в пешки в поддавки - Видимо речь идёт об игре "Шахматные поддавки.
Шахматные поддавки — это производный формат, появившийся из классических шахмат. Задача в поддавках — проиграть партию, то есть вынудить соперника совершать обязательные взятия фигур. Обычно в поддавки играют ради развлечения, но чаще — в качестве тренировки.
В игре есть несколько обязательных правил:
Если есть возможность, брать фигуру соперника нужно в обязательном порядке.
Если под ударом несколько фигур, игрок выбирает любую.
Короля разрешается ставить под удар.
Рокировки в поддавках отсутствуют.
Пешка, которая проведена до противоположной горизонтали, может превратиться в короля.
Победитель — игрок, отдавший все фигуры или не имеющий хода.