Театр «Вторые подмостки»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Театр «Вторые подмостки» » Вошедшему во Храм » Mysterium coniunctionis


Mysterium coniunctionis

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Mysterium coniunctionis (*) : Дмитрий + Пристроенный

(*) Misterium Coniunctionis в переводе с латыни обозначает «мистическое соучастие».

Тоска проникла в его утробу,
Идущему дальним путём стал лицом подобен.
Охотник отправился к Гильгамешу,
Пустился в путь, стопы обратил к Уруку,
Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово:
"Некий есть муж, что из гор явился,
Во всей стране рука его могуча,
Как из камня с небес, крепки его руки!
Бродит вечно по всем горам он,
Постоянно со зверьём к водопою теснится,
Постоянно шаги направляет к водопою.
Боюсь я его, приближаться не смею!
Я вырою ямы -- он их засыплет,
Я поставлю ловушки -- он их вырвет,
Из рук моих уводит зверьё и тварь степную,--
Он мне не даёт в степи трудиться!"
Гильгамеш ему вещает, охотнику:
"Иди, мой охотник, блудницу Шамхат приведи с собою
Когда он поит зверей у водопоя,
Пусть сорвёт она одежду, красы свои откроет,--
Её увидев, к ней подойдёт он --
Покинут его звери, что росли с ним в пустыне".
Шесть дней миновало, семь дней миновало --
Неустанно Энкиду познавал блудницу,
Когда же насытился лаской,
К зверью своему обратил лицо он.
Увидав Энкиду, убежали газели,
Степное зверьё избегало его тела.
Вскочил Энкиду,-- ослабели мышцы,
Остановились ноги,-- и ушли его звери.
Смирился Энкиду,-- ему, как прежде, не бегать!
Но стал он умней, разуменьем глубже,--
Вернулся и сел у ног блудницы,
Блуднице в лицо он смотрит,
И что скажет блудница,-- его слушают уши.
Блудница ему вещает, Энкиду:
"Ты красив, Энкиду, ты богу подобен,--
Зачем со зверьём в степи ты бродишь?
Давай введу тебя в Урук ограждённый,
К светлому дому, жилищу Ану,
Где Гильгамеш совершенен силой
И, словно тур, кажет мощь свою людям!"
Сказала -- ему зти речи приятны,
Его мудрое сердце ищет друга.

                                                ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ
                                              ТАБЛИЦА I (ОТРЫВОК)

«Образующие coniunctio факторы представляются противоположностями, как противостоящими друг другу в силу своей взаимной враждебности, так и притягивающими друг друга в в силу своей взаимной влюбленности.»

В этом предложении — суть всей книги. Речь идёт о противоположностях; о вражде, а также о любви и желании. Вот о чём я собираюсь сегодня говорить. Юнг обращается к подобным вопросам в основном с точки зрения символических образов, которые они вызывают, появляясь из бессознательного, однако я буду говорить о них с точки зрения личного, сознательного опыта.

Противоположности составляют самую основу анатомии души. Поток либидо или психическая энергия, образуется из поляризации противоположностей таким же образом, что и электрический ток между положительными и отрицательными полюсами. Так, каждый раз, когда нас влечёт к желаемому объекту или когда мы реагируем на ненавистный объект, мы оказываемся в драме противоположностей. Противоположности — истинный двигатель души, они сохраняют её живой.

Всего лишь наличие опыта привлечения к чему-либо и отторжения чем-либо не составляет сознание. Сознание требует одновременного переживания противоположностей и принятия данного опыта. И чем больше степень такого принятия, тем больше развито сознание.

Интересно обратиться к истории культуры, так как таким образом мы можем почти точно определить то место, когда факт существования противоположностей оказался записанным. Противоположности были обнаружены предшествующими Сократу философами, пифагорейцами. Я не уверен, что они точно их открыли, но они смогли установить их как важные сущности, определив таблицу из десяти пар противоположностей, считающихся в из взглядах основными.

Вот список десяти пифагорейских противоположностей, своего рода указатель, составленный в самом начале развития западного сознания. Противоположности, наиболее значимые для ранних философов таковы: предел — беспредельное, нечётное — чётное, одно — многое, правое — левое, мужское — женское, покой — движение, прямое — кривое, свет — тьма, добро — зло, квадрат — вытянутый прямоугольник.

Я считаю, что важность открытия противоположностей едва ли может быть переоценена. Противоположности, равно как и числа, немедленно оказались окружены аурой нуминозности. Они проистекали из бессознательного и туманных облаков божественного, происходящих из иного мира. То же самое можно сказать о первом открытии чисел.

«Мир должен быть разорван на куски, и противоположности должны быть разделены, дабы создать пространство, в котором может существовать человеческое сознательное эго. Это находит прекрасное выражение в древнеегипетском мифе о богине неба Нут и боге земли Гебе, изначально пребывавшим в бесконечном супружеском соединении. Но между ними встал бог Шу и оттолкнул их друг от друга, отделив небеса от земли и создав своего рода пузырь пространства, в котором мог существовать мир.»

Данный образ весьма схож с тем, что происходит с появлением любого молодого эго: ему придётся оттолкнуть то, что его стесняет и обеспечить себе место существования. Эго должно определить себя как нечто отличающееся от окружающей среды.

Отделение неба от земли: Шу поднимает Нут над Гебом.

Юное эго обязано утвердиться как нечто определенное: “Я есть это, и я не есть то”. Умение сказать “нет” представляет фундаментальное свойство начала развития эго. Однако результат этого первого шага состоит в появлении тени. Всё, что я объявляю “не мной”, уходит в тень. И рано или поздно, если психическое развитие всё - таки имеет место, придётся вновь столкнуться с отколовшейся тенью как со внутренней реальностью; и тогда встанет проблема ранее разделённых противоположностей.

Самой критической и самой ужасающей парой противоположностей мне представляется добро и зло. Самое выживание эго зависит от его отношения к данному вопросу. Для выживания абсолютно необходимо, чтобы эго переживало себя более как добро, нежели чем зло. На стороне добра, не на стороне зло должен образоваться значительный перевес. Разумеется, это объясняет создание тени, поскольку молодое эго способно вытерпеть крайне малый опыт своей собственной зловредности, не впадая в полную деморализацию. Следует учитывать и другое универсальное явление — процесс расположения зла. Зло должно быть локализовано, зафиксировано на месте и зарегистрировано как помещенное в некотором особом участке. Каждый раз, когда происходит нечто плохое, придётся установить меру вины или ответственности, если это вообще возможно. Чрезвычайно опасно обладать злом, гуляющим на свободе. Кому-то придётся лично нести бремя зла.

По мере созревания эго ситуация постепенно изменяется, и человек обретает способность справиться с задачей стать носителем зла. Уже не столь важно определить местонахождение зла где-либо ещё. Когда человек в состоянии признать зло, он начинает нести в себе противоположности, способствуя при этом созданию coniunctio.

На ранней фазе признания противоположностей перед нами предстает то, что можно было бы назвать стадией маятника. На данном этапе индивида бросает взад - вперёд между различными настроениями. С одной стороны, он испытывает неполноценность вины, а когда маятник качается в другую сторону — оптимистический подъём. Таким образом он колеблется между противоположностями, заставляя свет и тьму сменять друг друга.

Об этом явлении Юнг делает замечательное заявление в параграфе 206 «Mysterium»:

«Последовательность событий — это прелюдия, которую надо вытерпеть для того, чтобы обрести более глубокое знание их одновременности, ибо это несравнимо более сложная проблема. Опять же, мысль, что добро и зло — это находящиеся вне нас духовные силы, и что человек оказался в гуще борьбы между ними, вынести гораздо легче, чем осознание того, что противоположности являются настолько неистребимыми и обязательными условиями всей психической жизни, что жизнь уже сама по себе является виной.»

Цитата, возможно, даст вам некоторое представление о степени серьёзности тщательного рассмотрения проблемы противоположностей. Не считаю преувеличением сказать, что понимание противоположностей даёт ключ к психике — однако опасный ключ, поскольку приходится иметь дело с элементарным механизмом души. Если машина разобрана на части, можно и не собрать её вновь. Тем не менее, побуждение к индивидуации может потребовать от индивида пуститься в это рискованное предприятие, что в случае успеха предполагает возможность роста сознания.

                                                                                                                из эссе Эдварда Эдингер - АЛХИМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ИНДИВИДУАЦИИ
Mysterium coniunctionis

0

2

Как шальную бабу, жизнь в руках держи (©)

- Так вы считаете, что это и есть радиопьеса, которую передают в "детское"  время?
- Лично я  считаю, что это, конечно, совсем не радиопьеса, да и время, тоже не детское. Но..

На мгновенье стало тихо,
И в этой тишине
Позволь мне передать тебе то,
Что было передано мне.

Можно выйти одному в поле
И знать, что ты вооружён.
Можно идти по пути,
В конце которого стоит Престер Джон (*).
Можно возвысить себя
Выше Озиманда – Царя Царей (**).
Можно учиться смирению
У стёртых ногами придорожных камней.

Но куда бы ты ни шёл
До самого конца своих дней,
Обещай, что будешь помнить одно –
Господу видней.

                                гр. Аквариум – Господу видней (Отрывок)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) В конце которого стоит Престер Джон - англ. Prester John. В русской литературе также царь - поп Иван — легендарный правитель могущественного христианского государства в Средней Азии. Сам Иоанн и его царство являются вымышленными фигурами, хотя многие исследователи находят его возможные прототипы.
Легенда о пресвитере Иоанне распространилась с середины XII века от берегов реки Хуанхэ до Атлантики, между китайцами, турками, монголами, персами, арабами, индийцами, армянами и всеми европейскими народами, участвовавшими в крестовых походах; период развития легенды занимает около 400 лет. В русскую древнюю письменность легенда проникла под именем «Сказания об Индейском царстве».

(**) Выше Озиманда – Царя Царей - Озиманд (Озимандий) от греч. Οζυμάνδιος - является древнегреческой не совсем верной транслитерацией тронного имени фараона Рамзеса II. Рамсес II Великий правил в Древнем Египте приблизительно в 1289 — 1222 годах до н. э. Ему приписывают все крупные древнейшие завоевания египтян, замечательные постройки и сооружения в древнейший период египетской истории.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Мне отмщение и аз воздам»

Эту фразу Толстой выбрал в качестве эпиграфа к своему роману. Она значит «На мне лежит отмщение, и оно придёт от меня» (я буду мстить, не вы). Эта фраза встречается в Ветхом Завете (Пятая книга Моисеева) и в Новом Завете (Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 19): «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщения, Я воздам, говорит Господь».

С нравственной точки зрения мщение неправильно. Оно способствует распространению зла. Зло порождает зло, месть порождает большее зло. Христианская традиция учит прощать своих врагов и не мстить им. Мщение не приносит ничего мстителю.

В то же время действие порождает противодействие, и любое зло в итоге окажется наказанным. Однако не людям решать, кто в чём виноват.

В контексте романа это проявляется следующим образом. Никто не мстил Анне, её муж по-христиански её простил и пытался сделать ей хорошо. И казалось бы – Анна с тем, кого полюбила, никто не мешает их счастью, она должна быть счастлива с Вронским. Но они тревожны, несмотря на свою любовь они тяготятся друг другом, между ними царит тревожная атмосфера, они нервны, тревожны, ревнивы, недоверчивы друг к другу. В конечном счёте это выматывает Анну, она больше не в силах это терпеть, и она бросается под поезд.

Об эпиграфе к роману Толстого "Анна Каренина" писали практически все, кто писал о романе. Некоторые полагали, что Толстой, в соответствии с эпиграфом, осудил Анну Каренину (Р. В. Иванов-Разумник, М. С. Громека). Другие утверждали, что только Бог может быть судьей и карать Анну за нарушение общечеловеческих законов морали - за ее страстную, эгоистическую любовь к Вронскому (Ф. М. Достоевский, В. В. Вересаев, Д. С. Мережковский, Н. Н. Арденс, И. Н. Успенский, Е. А. Маймин, Ф. И. Кулешов, И. Ф. Еремина).

Существовала такая точка зрения, что Анна сама наказывает себя за свои грехи, и слова эпиграфа относятся не к Карениной, а к светскому обществу, которое не вправе судить героиню (Б. М. Эйхенбаум, Е. Н Купреянова, В. Я. Линков, В.. В. Набоков). Б. М. Эйхенбаум, Б. И. Бурсов, Г. М. Палишева, Т. П. Цапко распространяли влияние идей эпиграфа на других героев романа. Н. Н. Гусев, М. Б. Храпченко, Э. Г. Бабаев, В. 3. Горная рассматривали религиозное значение библейского эпиграфа (в понимании Толстого).

Для формирования читательской установки важен не только эпиграф, но и его происхождение; временная, пространственная, социокультурная, персонологическая отдаленность источника.

Эпиграфом к своему роману «Анна Каренина» Л.Н. Толстой выбрал слова из Нового Завета. Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 19: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Эпиграф этот имеет свою историю. В.А. Жданов в своей работе «Творческая история «Анны Карениной» подробно останавливается на ней. Он пишет, что замысел введения эпиграфа впервые отражён на листке с отдельными записями к роману. Среди них запись: «Мщение Мое». В четвёртой неполной редакции романа появился эпиграф: «Отмщение Мое». Вероятно, по памяти Толстой процитировал начало библейского изречения: «У меня отмщение и воздаяние» (Второзаконие, гл. 32, ст. 35).

А работая над восьмой редакцией первой части романа, Толстой дополнил эпиграф: «Мне отмщение, и Аз воздам», т. е. привёл текст Евангелия из Послания апостола Павла к римлянам (гл. 12, ст. 19), но ввёл союз и (канонический текст: «Мне отмщение, Аз воздам»). Вернее всего Толстой вписал его по инерции, быть может помня союз и в библейском тексте.

Вряд ли можно безоговорочно утверждать, как это делает Б. М. Эйхенбаум, что первоначально это библейское изречение Толстой взял из книги Шопенгауера «Мир как воля и представление». Сочинение Шопенгауера Толстой читал в 1869 г., а Библия, Евангелие, Послание апостола Павла, которые Толстой отлично знал и до того, были у него в руках как раз в семидесятые годы, когда создавалась и печаталась «Азбука» с четырьмя славянскими книгами для чтения, в каждую из которых входили отрывки из Библии и Евангелия.

Итак, эпиграф - знак, отсылающий читателя к исходному тексту, актуализирующий в его сознании воспоминания и сложные ассоциации между двумя произведениями. Эпиграф «Мне отмщение и Аз воздам» отсылает нас, читателей и исследователей, к Посланию апостола Павла, в котором также содержится отсылка к ветхозаветной Пятой книге Моисея. Во Второзаконии (глава 32, стих 35) мы читаем:

«У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их…».

                                   Вопрос 48. Нравственно-философский смысл эпиграфа к роману л.Н. Толстого «Анна Каренина» (Отрывок)
                                                             Источник: Московский государственный университет печати им. И. Фёдорова

Mysterium coniunctionis

0

3

1954. (*) Начало. (**)

            (*) 1954 - Культурная отсылка.  (**) Начало - Культурная отсылка.

В трамвае встретился мне как - то
Очень странный пассажир.
Пожал мне руку элегантно,
Спросив, куда несётся Мир.
Нёс за спиной он длинный спиннинг
Лишь цель преследуя одну:
Хотел поймать луну, на рыбу,
А, может, рыбу на луну.
Сказал он: «Брось дела, я знаю,
Где будет ночью лучший клёв.
Пойдём туда, где я бываю,
Ведь я давно уже готов».
Я удивлённо согласилась,
Спросила: «Где?» В ответ: «Когда?»
Я снова сильно удивилась:
«Быть может вечером вон там?»
А он сказал: «ОК, но только
Ты смотри не опоздай».
На первой вышел остановке,
Когда затормозил трамвай.
Исчез. Искала я напрасно
Его среди толпы людей.
Я поняла: настанет ясность,
Когда закончен будет день.

                                            Ловцы (Избранное)
                                             Автор: Mary Harp
       

Из книги Мир твой, глава 5:

память

Внезапная мысль, пронзающая весь поток сознания, мысль, ориентирующая нас в кажущемся хаосе: где мы? почему мы здесь? Мысль, оценивающая нас со стороны: неужели это мы? куда мы?...

Эта мысль приходит иногда, и в мгновения эти мы ясно чувствуем летящее  время, его плотность и его прозрачность – парадоксальность, его необратимость и единственность – его силу, но и свою неожиданную силу: мы ясно чувствуем логичность собственной жизни, логичность странную, «видимую»  только сейчас, и только в каком - то общем направлении – каком? Оно (направление) лишено частностей!...

Память – странна: долгое прошлое в памяти словно рождается из ничего, и переживаем мы его почти также, как когда - то, или такие вот мысли, редкие, но выстраивающие всю бездну нашей памяти в непротиворечивое направление, словно выказывают нас какими то чужими  по отношению к данным минутам… Как такая мысль родилась? сама? и непроизвольно? Инертна ли в таком случае память?: а она выстраивается, захватывается мыслью («молнией»?) и – осознанием (нашим Я, остро воспринимающим мгновенную мысль)….

Память наша начинается в том детстве, которое мы не осознаём (словно оно – детство – нам придаётся позже), и проблески памяти (о том времени) – это проблески осознания? словно память в детстве том (ещё) отторгает осознание… То есть, память - информация (автономно) уже «откладывается» на неизвестных носителях, но «свидетеля» ещё нет…(По частям формировался человек?)

…но память нам иногда как «чёрная дыра» в космосе, куда безвозвратно всё внешнее проваливается (исчезает), и мы оказываемся бессильными прочесть собственную память…
…иные факты в памяти нашей жгут сердце, лишают покоя, перекрывают и переправляют стремление всё, и уже живём по сути давно немногим –инерцией когда-то пережитого, находясь в непонятной зависимости…, а всё, что перед глазами – лишается самостоятельной ценности, значения, даже…святости: меркнет…

Но даже и в таком течении находятся сигналы, которые, как железнодорожные стрелки, переводят твоё направление, и ловишь на мысли себя, что живёшь уже другим…
Память – это зафиксированное отражение мира, его «копии» в разные моменты, и миллионы мгновений, спрессованные (как?) – груз наш, груз прожитого времени;
время «утекает» в нашу память.

Из книги Природа, (Милетские постулаты):

Память

Степень свободы нашей от памяти — есть ли она? Непосредственное поведение — естественно и радует, оно не закомплексовано, но как включить в него нелегкие мысли? как включается «сознательная» память?

Подобно тому, как неживая природа и не «замечает», что она в основе живой, и обратная связь не затрагивает её атомные связи,   «природа»  памяти есть  нечто далёкое  и неважное от самой памяти; да и сама память инертна, даже мертва, если не освещена нашей мыслью.

Память — это и подробности, детали, это та картина отражения, которая уже была. Но это и не просто груз прошлого: она и продукт целенаправленного освоения мира, она избирательна.

...мысль отягощена памятью — направлением; как память «обрамляет» (или подталкивает?) мысль? Память формируется сознанием и — наоборот; и целые завалы памяти в нашем сознании могут оказаться (оказываются) невостребованными никогда.

Память немедленно «включается» при том или ином направлении мысли; любая деталь внешнего мира, отражаясь в нашем сознании, самопроизвольно ассоциируется с другими видениями; собственно, мысль или даже наше осознание — разве может быть вне конкретного?

Память привязывает нечто к конкретному, она ориентирует связываемое время: наше сознание многолико и по существу есть готовый ответ на изменяющиеся события. А как же иначе?

Это наша наследственность. И живая природа имеет сходную само защищаемую технологию.

Память дорога нам: это единственное свидетельство нашего единственного пути на Земле. И мы вглядываемся в своё Начало, вглядываемся с надеждой и тревогой — что это было за время, определившее так многое в нас? Но не доносит память нам объективные оценки, лишь смутные...

Память это жесткая цепь доказательств нашего существования. Не мысль есть свидетельство нашей жизни, но память, т.е. конкретные дела сейчас и когда - то.

Это связь с действительностью.

И потому память нам иногда — укор, иногда — прямое руководство, а иногда и безразлична: она не осознается — мы забываем всё и вся, мысли наши блуждают в огромном внутреннем мире.

Свободен ли человек всегда, даже если он и раб? ведь он бесконечен своим внутренним миром, своей памятью, своим Я, которое будоражит и вздыбливает самую жестокую (жёсткую) действительность или... теряется среди уже недоказуемых внутренних пространств...

Нет, свобода наша не в выборе мыслей, но действий.    Человеческое в нас не для одного — для всех.

                                                                                                                                                        О памяти из разных книг (Отрывок)
                                                                                                                                                                Автор: Анатолий Марасов

Mysterium coniunctionis

0

4

У .. Весельчак У ..

Но звук зелёным был
Не как трава, скорее
Как кристаллы,
Берилл с аквамарином минерал
И в звуке этом певчем из начала
Всё будущее было, был я сам,
И это прошлое его первоначало,
И слово да и дело было в нём
Его никак уже не будет мало
Но сила Времени лишь
Светом изначальным
Зажгла и осветила
Всё огнём...+)

Я это видел и услышал сам
Ну а все звёзды вот остались ниже,

Их свет соединения принёс
Как стражи прошлого
Но Запад так я вижу
И Вега, - и великий Антарес.. (*)

                            14 без 88 И с ним. Соединение в Алхимии (Отрывок)
                                                      Автор: Элнаэль Котин
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) и великий Антарес.. - В средневековой астрологической практике, связанной с позднеримской колдовской практикой «стрегерия» (1), Антарес считался одним из падших ангелов, стражем так называемых «западных ворот» неба. К итальянскому vesper — «вечер» — восходит название звезды Веспертелино.  - traditional -astrology.ru

(1) колдовской практикой «стрегерия» - Stregheria. Неоязыческая традиция, похожая на Викку, с итальянским и итало - американским происхождением. В то время как большинство практикующих считают Стрегерию традицией, отличной от Викки, некоторые учёные считают её формой викки или ответвлением. Обе имеют схожие верования и практики. Например, Стрегерия почитает пантеон, сосредоточенный на Богине Луны и Рогатом Боге, что аналогично викканским представлениям о божественности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вбегает принцесса. В руках у неё ружьё. Медведь вскакивает.

(Принцессе.) Гляди, ученик, и учись. Этот наглец и невежда сейчас будет убит. Не жалей его. Он не человек, так как ничего не понимает в искусстве. Подай мне ружьё, мальчик. Что ты прижимаешь его к себе, как маленького ребёнка?

Вбегает трактирщик.

Т р а к т и р щ и к. Что случилось? А, понимаю. Дай ему ружье, мальчик, не бойся. Пока господин знаменитый охотник отдыхал после обеда, я высыпал порох из всех зарядов. Я знаю привычки моего почтенного гостя!
О х о т н и к. Проклятье!
Т р а к т и р щ и к. Вовсе не проклятье, дорогой друг. Вы, старые скандалисты, в глубине души бываете довольны, когда вас хватают за руки.
О х о т н и к. Нахал!
Т р а к т и р щ и к. Ладно, ладно! Съешь лучше двойную порцию охотничьих сосисок.
О х о т н и к. Давай, чёрт с тобой. И охотничьей настойки двойную порцию.
Т р а к т и р щ и к. Вот так - то лучше.
О х о т н и к (ученикам). Садитесь, мальчуганы. Завтра, когда погода станет потише, идём на охоту.
У ч е н и к. Ура!
О х о т н и к. В хлопотах и суете я забыл, какое это высокое, прекрасное искусство. Этот дурачок раззадорил меня.
Т р а к т и р щ и к. Тише ты! (Отводит Медведя в дальний угол, усаживает за стол.) Садитесь, пожалуйста, сударь. Что с вами? Вы нездоровы? Сейчас я вас вылечу. У меня прекрасная аптечка для проезжающих... У вас жар?
М е д в е д ь. Не знаю... (Шёпотом.) Кто эта девушка?
Т р а к т и р щ и к. Всё понятно... Вы сходите с ума от несчастной любви. Тут, к сожалению, лекарства бессильны.
М е д в е д ь. Кто эта девушка?
Т р а к т и р щ и к. Здесь её нет, бедняга!
М е д в е д ь. Ну как же нет! Вон она шепчется с охотником.
Т р а к т и р щ и к. Это вам всё чудится! Это вовсе не она, это он. Это просто ученик знаменитого охотника. Вы понимаете меня?
М е д в е д ь. Благодарю вас. Да.
О х о т н и к. Что вы там шепчетесь обо мне?
Т р а к т и р щ и к. И вовсе не о тебе.
О х о т н и к. Всё равно! Терпеть не могу, когда на меня глазеют. Отнеси ужин ко мне в комнату. Ученики, за мной!

Трактирщик несёт поднос с ужином. Охотник с учеником и принцессой идут следом. Медведь бросается за ними. Вдруг дверь распахивается, прежде чем Медведь успевает добежать до неё. На пороге принцесса. Некоторое время принцесса и Медведь молча смотрят друг на друга. Но вот принцесса обходит Медведя, идет к столу, за которым сидела, берёт забытый там носовой платок и направляется к выходу, не глядя на Медведя.

                                                                                                                                     из  Сказки Евгения Шварца  -  «Обыкновенное чудо»

Mysterium coniunctionis

0

5

Возлюбленные Фатума

Царь Эдип был невинен в своём незнании,
Но виновен в том,
что не верил богам.
Мы не знаем судьбы, но хотим страданием
Подкупить богов,
Угодить небесам.
Мы построим планы
и будем биться лбом,
Чтобы
поздно (а, может быть, слишком рано),
Осознать, с трудом заживляя раны,
Что финал прописан уже творцом.

                                                ЦАРЬ ЭДИП (ИЗБРАННОЕ)
                                                Автор: Orlova Elena

Этой ночью я почти не спал. Выкурил почти пачку сигарет и выпил почти литр кофе. Литр кофе за вечер. Да это моя суточная норма. Всё это время я думал. Думал, курил и пил кофе, снова курил пил и думал и так по кругу. Почему обстоятельства сложились именно так? Что это значит? Для чего вообще всё это? Имеет ли эта встреча судьбоносное значение или это просто новый человек в моём окружении? Я не мог ответить на эти вопросы. По крайней мере, сегодня ночью.

Я с самого детства верил в судьбу, верил, что ничего просто так не случается и не верил в простые совпадения.

Цифры на электронном календаре давно сменились на 12 июня. И вместе цифрами сменилось моё отношение к жизни, да и к себе, пожалуй, тоже. Я больше не мог утверждать, что я циник, что не способен любить, что исключил из своей жизни большую часть тёплых чувств присущих мне когда - то. И как же быть дальше?

Во время этих размышлений, меня потревожил звонок. Звонок? Почти в два часа ночи. Кто мог звонить в такое время? Тем более мне...

Номер был мне незнаком и обычно я не отвечаю на незнакомые номера, но почему - то в этот раз решил сделать исключение. Я ответил на звонок.

-Алло.
-Дима? Это ты? Привет, — раздался так полюбившийся мне за сегодня голос.
-Да, привет Ань, как ты?
-Прекрасно, а как ты?
-Я в норме. У тебя что-то случилось?
-Да нет, просто хотела услышать твой голос, - слегка робея, она произнесла.

Кто-то хотел услышать мой голос? Так вообще бывает? За всю свою жизнь я смог растерять очень много людей, которые были мне дороги. И именно поэтому я был удивлён словам моей новой знакомой. Я был в смятении. Неужели для кого - то было важно моё существование ?

- Оу. Я как раз думал о тебе. И тут ты звонишь. Мне кажется это все неспроста,— я улыбнулся.
- Ну конечно, судьба, безусловно, — с лёгкой иронией в голосе послышался ответ.
- Судьба? Что ты можешь сказать о судьбе? Что тебе о ней известно? Веришь ли ты в судьбу?— я, наверное, задавил Аню вопросами.
- Хм, судьба значит. Вообще, я считаю, есть три типа людей. Одни верят в судьбу, они понимают, что всё происходит так, как происходит потому, что так надо. Другие же - не верят вообще. Они считают, что сами делают свою жизнь. Третьи - вообще не понимают, что такое судьба. Для них это то же, что и Бог. Я, пожалуй, принадлежу к первому типу.

Я был поражён. Это почти мои слова. Всегда, когда я объясняю своё мировоззрение, я говорю что - то очень похожее на то, что сейчас вымолвила моя знакомая.

- Я.. Я даже и не знаю, что сказать на все это. Я придерживаюсь ровно таких де взглядов. Не думал, что так бывает.
- Очевидно, в этой жизни всё возможно.
- Да, жизнь непредсказуема и именно этим хороша.
- Полностью тебя поддерживаю.
- Еще бы, — я улыбнулся.
- Дим, мы завтра встретимся?
- А ты хочешь?— боже, что я несу? Если спрашивает, то хочет, иначе не спрашивала бы. Что за идиот.
- Ну, я спрашиваю, а значит логично предположить, что да, хочу, — повторила мои мысли Аня.
- Да, встретимся. Я тоже на самом деле хочу тебя увидеть. Как на счёт семи вечера? Место выбирай сама.
- Может возле Арены? Где сегодня были, помнишь?
- Да, я помню. Договорились.

Так мы болтали часа два или три или пять, а может и вечность. И совсем не заметили, как часовая стрелка почти подползал к цифре пять, а минутная опережая её почти на полкруга - к 12.

- Пожалуй, я пойду спать. А то время уже... Оу. Уже 5 утра. Точно спать,— послышалось в телефонной трубке.
- Что ж, доброй ночи, Ань. Я был рад твоему звонку. До завтра
- Доброй ночи

Мы попрощались. Я налил себе третью кружку кофе и закурил очередную сигарету. На лице сияла улыбка дурачка, а сердце билось так часто, что я думал, оно решило выпрыгнуть.

Докурив, я понял, что мне всё же стоит поспать и пошёл в комнату. Плюхнувшись на заправленную кровать, я ещё долго не мог уснуть: проигрывал у себя в голове сегодняшний день. Пролежав так минут пятнадцать. А может и дольше я всё же уснул. Наверное, за день я очень устал потому, что мне не снилось абсолютно ничего. Либо, как говорят учёные, я просто забыл всё, что мне снилось.

Посмотрев на время, я обнаружил, что до встречи ещё 4 часа. Отлично, не придётся спешить. Я ещё немного полежал в кровати, не привык начинать свой день, без потягиваний издавая звуки умирающего тюленя. Проделав свой ритуал, я сходил на кухню, поставил чайник и пошёл в душ.

Когда я вышел, чайник был ещё горячий. Все как всегда. Вот только есть одно но. Я радуюсь этому дню, а это очень на меня не похоже. Последний раз я радовался новому дню пару лет назад. С тех пор многое изменилось. Я налил себе кофе, открыл айпад, закурил сигарету. Новых сообщений не было, и поэтому я просто включил музыку и наслаждался. Наслаждался этим днём, тем, что живу, сигаретой. Да всем, чем можно было. Да ещё Бо пришёл и лёг мне на коленки.

Бо - это мой кот, пожалуй, единственный, кто любил меня тогда. А кому ещё любить то ?

Семья? Семья любит иначе. Это скорее кровные узы, но не любовь. Чувство ответственности  или гордости за того, кто тебе дорог – не любовь. На эмоциональном уровне я чётко знал, что такое любовь. И к семье я не питал таких чувств. Мать  была для меня  поддержкой, надёжной опорой и хорошей подругой. Бабушка и дедушка – этим людям я всегда мог рассказать о своих переживаниях и поделиться мыслями. Они редко меня понимали, но всё же иногда бывает полезно выговориться. Практически всю свою сознательную жизнь я был сам по себе.

Никогда не зависел от чьего - либо мнения. И всегда чётко понимал, чего хотел. А когда в город ворвался мрак, то я и вовсе отрёкся от семьи, друзей, знакомых. Я оборвал все связи.

Я допил кофе, и одновременно с этим кончилась сигарета и музыка перестала играть. Вот оно маленькое счастье. Помыв кружку, я пошёл одеваться, хоть до встречи и было ещё два с лишним часа. Ещё Шекспир говорил: «лучше прийти на три часа раньше, чем опоздать на минуту»

Открыв шкаф, я  впервые спросил себя: «почему так много чёрного?» Но потом вспомнил, что это город окрасил всю мою одежду в чёрно - серые цвета. Я как - то покупал себе цветные вещи, но цветными они были только в магазине, а как только я приходил домой, они приобретали лишь различные оттенки серого. То же было и с обоями, да и со всей квартирой в целом.

Ладно. Не буду наряжаться. Я еле надел на себя свои чёрные джинсы, серую футболку и чёрную кофту. Время у меня ещё было, и я решил залезть в ноутбук почитать новости, проверить почту, да и без музыки было уж совсем тоскливо, хоть она и была совсем не той что раньше. Это был лишь набор звуков и букв, которые строились в слова. Музыка больше не передавала никаких эмоций, а лишь сотрясала воздух.

Комната совсем заросла пылью. Я  решил немного прибраться:  вымыл полы, протёр полки, навёл полный порядок. Зачем? Да я и сам не знаю. Но на душе стало легче. До встречи оставался всего час, и я решил, что пора уже понемногу собираться. Достав свой лучший парфюм, и брызнул пару раз на себя. Чувствовал я себя более чем отлично, да и выглядел – так же.

По своему обыкновению, я всегда носил с собой портфель или сумку.  Этот раз не был исключением. Я обулся и обнаружил, что портфеля в прихожей не было. Пришлось идти обутым по только что вымытому полу и искать сумку. Разуваться мне не хотелось. Поиски не заняли много времени, и я вышел из дома.

Как только я подошёл к остановке, подъехала маршрутка. Сразу же. Удивительно. Но ещё более удивительно было то, что подъехала та же маршрутка, что и вчера. Я чётко помню эту ёлочку, болтающуюся почти перед носом водителя.

Знаки судьбы просто завалили меня за пару дней. Наверное, я всё делаю правильно. Я сел в маршрутку и через полчаса уже был на месте. А время было лишь без двадцати семь. Ну, ничего страшного, я подожду. Я привык ждать. Меня охватывало какое - то незнакомое мне тёплое чувство. Было так легко, что я хотел взлететь. Но гравитация, очевидно, была против.

Поэтому я просто сел на лавку и стал ждать. Через несколько минут я увидел паре десятков метров женский силуэт.

Какая же она была яркая. Не такая, как остальные девушки, с которыми мне доводилось общаться.. Её рыжие волосы так красиво развивались на тёплом летнем ветерке, а голубые глаза то и дело сверкали на солнце. Кажется, я мог узнать её в целой толпе прохожих. Казалось, что рядом с ней всё расцветает и наливается цветом. Это была удивительная девушка.

Когда она подошла, я встал и обнял её. Так искренне я не обнимал никого уже довольно давно. Я  подумал, что зря это сделал и уже был готов к тому, что она отстранится от меня, но, похоже, нам обоим это нравилось. Я почувствовал, как она прижалась ко мне почти всем телом, чувствовал тепло, которое исходит от неё. Простояв так пару секунд, мы всё же распустили объятья.     

                                                                                                                                                                                                    Мисс Фатум (Отрывок)
                                                                                                                                                                                                   Автор: Дмитрий Мойра
Mysterium coniunctionis

0

6

Четвёртое подполье механического письма

То было позднею весной, а может, ранним летом.
Я шёл со станции одной, дрозды трещали где - то,
И день, процеженный листвой, стоял столбами света.
Цвела земля внутри небес в неповторимой мощи,
Четыре девушки цвели внутри дубовой рощи.
Над ними мяч и восемь рук, ещё совсем ребячьих,
Тянущихся из - за спины, неловко бьющих мячик.
Тянущихся из - за спины, как бы в мольбе воздетых,
И в воздухе, как на воде, стоял волнистый след их.
Так отстраняются, стыдясь минут неотвратимы
И снова тянутся, любя, чтоб оттолкнуть любимых.
Так улыбнулись мне они, и я свернул с дороги,
Казалось, за руку ввели в зелёные чертоги ..

                                    О БЛАЖЕННОМ ЦВЕТЕНИИ (Отрывок) из цикла  «Снег и виноград. Паром»
                                                                          Поэт: Фазиль Искандер

- Папа, - спросила у своего отца - священника пятилетняя Варя, когда они возвращались из храма, - а почему в одних домиках два окна, а в других три?

Батюшка посмотрел на ряд домов вдоль дороги: деревня их старинная, русские селились рядом с карелами, вот и избы смотрели на улицу то в два, а то в три окна.

- Я тебе расскажу историю про одну Варвару, - батюшка улыбнулся в бороду. – Жила она в Сирии, в пору гонения на христиан. Отец её был богатым и знатным человеком. Он очень любил свою дочь - красавицу и баловал её, потому что мама её умерла очень рано. И вот он решил построить для своей дочери дворец. Но ему пришлось уехать по делам, и он поручил дочери следить за работой.

А Варвара подружилась с христианкой, узнала о Христе и переменила план дворца. Чтобы не по два окна было – в честь солнца и луны, а по три – в честь Пресвятой Троицы.

- Теперь понятно, - сказала довольная Варя, - где три окошка, там верующие, так?

Батюшка посмотрел на дочку и кивнул в согласии головой.

- А что дальше было? – спросила девочка. – Её папа тоже обрадовался трём окошкам?
- Нет, он рассердился и потребовал, чтобы дочь отказалась от Христа. Но Варвара не предала веры. И отец стал мучить её. Но раны Варвары к утру заживали. И тогда отец казнил её мечом. Тут засверкали молнии, как мечи Божии, и испепелили злого отца - язычника. А по молитвам святой Варвары стали исцеляться люди. И когда византийская царевна Варвара вышла замуж за русского царя, она привезла с собою в Киев мощи святой Варвары. С тех пор на Руси и строят избы в три окна на улицу, по примеры Варвары великомученицы прославляя Отца небесного, Сына и святого Духа.

- И я, когда вырасту, тоже такой домик построю, - твёрдо сказала Варя.
- Аминь, - улыбнулся батюшка.

                                                                                                                                                                                                    ТРИ ОКНА
                                                                                                                                                                                  Автор: Светлана Захарченко

Mysterium coniunctionis

0

7

Та, что с тобой .. напротив

Она была казалось бы как все
Но зря ты так решил
На всех она как раз
И не похожа

Но разве ты заметил бы её
Если бы не цвет зелёных глаз
Не золото волос, не бархат белой кожи
Я думаю что нет , ты просто так прошёл бы мимо

Ведь в череде твоих бесчисленных побед
Нет места тем кто лишь душой незабываемо красивы
Бегут года, на смену прошлой
Новую читаешь книгу

И дней пустая череда
Коллекцию собрав коллекционер
Так и не смог стать
Никогда счастливым…

                                                   Коллекционер (Отрывок)
                                                 Автор: Светлана Ржевская

Неприятно и скучно я жил! Этот женоподобный, нечистоплотный художник, его «артистически» запущенная, заваленная всякой пыльной бутафорией мастерская, эта сумрачная «Столица»... В памяти осталось: непрестанно валит за окнами снег, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещённом ресторане... Не понимаю, почему я вёл такое жалкое существование, — был я тогда далеко не беден.

Но вот однажды в марте, когда я сидел дома, работая карандашами, и в отворенные фортки двойных рам несло уже не зимней сыростью мокрого снега и дождя, не по - зимнему цокали по мостовой подковы и как будто музыкальнее звонили конки, кто - то постучал в дверь моей прихожей. Я крикнул: кто там? — но ответа не последовало. Я подождал, опять крикнул — опять молчание, потом новый стук. Я встал, отворил: у порога стоит высокая девушка в серой зимней шляпке, в сером прямом пальто, в серых ботиках, смотрит в упор, глаза цвета желудя, на длинных ресницах, на лице и на волосах под шляпкой блестят капли дождя и снега; смотрит и говорит:

— Я консерваторка, Муза Граф. Слышала, что вы интересный человек, и пришла познакомиться. Ничего не имеете против?

Довольно удивлённый, я ответил, конечно, любезностью:

— Очень польщён, милости прошу. Только должен предупредить, что слухи, дошедшие до вас, вряд ли правильны: ничего интересного во мне, кажется, нет.
— Во всяком случае, дайте мне войти, не держите меня перед дверью, — сказала она, все так же прямо смотря на меня. — Польщены, так принимайте.

И, войдя, стала, как дома, снимать перед моим серо - серебристым, местами почерневшим зеркалом шляпку, поправлять ржавые волосы, скинула и бросила на стул пальто, оставшись в клетчатом фланелевом платье, села на диван, шмыгая мокрым от снега и дождя носом, и приказала:

— Снимите с меня ботики и дайте из пальто носовой платок.

Я подал платок, она утёрлась и протянула мне ноги.

— Я вас видела вчера на концерте Шора, — безразлично сказала она.

Сдерживая глупую улыбку удовольствия и недоумения, — что за странная гостья! — я покорно снял один за другим ботики. От неё ещё свежо пахло воздухом, и меня волновал этот запах, волновало соединение её мужественности со всем тем женственно - молодым, что было в её лице, в прямых глазах, в крупной и красивой руке, — во всём, что оглянул и почувствовал я, стаскивая ботики из - под её платья, под которым округло и полновесно лежали её колени, видя выпуклые икры в тонких серых чулках и удлинённые ступни в открытых лаковых туфлях.

Затем она удобно уселась на диване, собираясь, видимо, уходить не скоро. Не зная, что говорить, я стал расспрашивать, от кого и что она слышала про меня и кто она, где и с кем живёт.

Она ответила.

— От кого и что слышала, неважно. Пошла больше потому, что увидела на концерте. Вы довольно красивы. А я дочь доктора, живу от вас недалеко, на Пречистенском бульваре.

Говорила она как-то неожиданно и кратко. Я, опять не зная, что сказать, спросил:

— Чаю хотите?
— Хочу, — сказала она. — И прикажите, если у вас есть деньги, купить у Белова яблок ранет, — тут, на Арбате. Только поторопите коридорного, я нетерпелива.
— А кажетесь такой спокойной.
— Мало ли что кажется...

Когда коридорный принёс самовар и мешочек с яблоками, она заварила чай, перетёрла чашки, ложечки... А съевши яблоко и выпив чашку чаю, глубже подвинулась на диване и похлопала рукой возле себя:

— Теперь сядьте ко мне.

Я сел, она обняла меня, не спеша поцеловала в губы, отстранилась, посмотрела и, как будто убедившись, что я достоин того, закрыла глаза и опять поцеловала — старательно, долго.

— Ну вот, — сказала она как будто облегчённо. — Больше пока ничего нельзя. Послезавтра.

В номере было уже совсем темно, — только печальный полусвет от фонарей с улицы. Что я чувствовал, легко себе представить. Откуда вдруг такое счастье! Молодая, сильная, вкус и форма губ необыкновенные... Я как во сне слышал однообразный звон конок, цоканье копыт...

— Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге», — сказала она. — Никогда там не была и вообще очень неопытна. Воображаю, что вы обо мне думаете. А на самом деле вы моя первая любовь.
— Любовь?
— А как же это иначе называется?

                                                                                                                                                     из рассказа Ивана Бунина - «Муза»

Mysterium coniunctionis

0


Вы здесь » Театр «Вторые подмостки» » Вошедшему во Храм » Mysterium coniunctionis